Выкопал из старых запасов. Цопирайт - ikadell
***
Финрод медленно обводил взглядом зал, сотни лиц – надежда, мольба, отчаяние – и Берен видел, как, один за другим, под взглядом короля эльфы отворачивались, отступали, опускали головы...
Ни один пока что не сделал шага вперед.
- Свветлый народ... отвважный, - горько пробормотал человек, и тоже отвернулся.
Между тем, сила множественного осанвэ, единого порыва, пронизывала зал, как солнечное сияние, заставляя, казалось, трепетать завесы, полы одежды, волосы...
- Нет, Арглос, на тебе - целители.
- Лауральдо, ты ведь весною собирался жениться...
- Глорилас, я взял бы тебя с собою, не колеблясь, если бы мы снова шли через льды. Но там, возможно, придется убивать, а не умирать. Нет.
- Ты не выдержишь прикосновения тьмы, Маэгдин. Прости.
- А ты, Митлот, ты не выдержишь тягот дороги. Не спорь, я знаю тебя триста лет – ты певец, а не воин. Каждый должен делать то, что умеет.
- Разве ты закончил восточную башню, Эргиль?
- Келькелеб, нет - ты нужен мне здесь, чтобы заниматься обороной.
- Мехтарэдель, даже и не думай – твоя рана доконает тебя на первом же привале!
- Дирронт, ты отважный воин, но ты ведь из Дориата - разве ты вправе покинуть своего лорда таким образом? Элу Тингол не одобрил бы твоего решения.
- Артаресто, ты рехнулся. Кому я оставлю корону?
В зале делалось холоднее...
- Только десятеро осмелились, – проговорил едва слышно Берен. – Даже брат, и тот...
- Прости, - еще тише произнес бывший государь Нарготронда.
И - от того же автора - размышление о мотивах Финрода.
читать дальшеЯ пишу довольно-таки "темно и вяло", без выверения деталей, и преследую единственно цель передать общую идею.
А дело, на мой взгляд, примерно в следующем.
Финрод, как всякий, кто помнит Аман, не мог не понимать разницы между тем, что создавали лаиквенди, и тем немногим, на что способны не видевшие Света. Он видел, как лаиквенди гибнут в походах и войнах, и как на смену им в его городе приходит поколение мориквенди - как рождаются и вырастают без чувства Света те, кто никогда не видел благотворного Света. Эмоционально это наверное ощущалось бы примерно так, как если бы с завтрашнего дня все на земле рождались слепыми. Это сводит с ума. В этих обстоятельствах невозможно не желать денно и нощно любой ценой вернуть всему своему народу, всем эльфам Арды, Камни. Или хотя бы Камень. Свет. Финрод приютил феанорингов - не потому ли, что хорошо понимал, что их жжет?
Однако, практика показывает, что один эльф неспособен удержать Сильмарилл - слишком много Света. Отсюда, видимо, и легенды о том, что никогда не кончит добром тот, кто связал с ними судьбу. Финрод не мог знать, что ждет Амбаруссо и Макалаурэ, однако, что-то такое должно было чувствоваться.
Люди, в свою очередь, Сильмарилл не регистрируют - это для них что-то вроде большого, дорогого, и невероятно красивого алмаза. Человек вполне способен удержать Сильмарилл, но он не будет знать, что делать с ним - он вполне может обменять его на что-нибудь, равно для него ценное - например, замок, или стадо хороших лошадей. Это было понятно Финроду - он много знался с людьми, и очень хорошо представлял себе их.
Ах, если бы было возможно потомство от человека и эльфа! Но ни о чем подобном история не знает, никогда прежде не заключалось межвидовых браков.
Остается только продолжать укреплять свой сокрытый город, который уже к тому времени полностью построен и готов, послеживать, чтобы между союзников не началось распри, да смотреть, бессильно стиснув руки, как один за другим уходят те, кто помнил Свет.
И тут является со своей историей Берен...
Финрод не колебался ни мгновения. Конечно, он пойдет сам - он сделал все, что должен был, ему есть, на кого оставить город, а такое дело, право, стоит любого риска.
Каждый вправе рискнуть своей жизнью за свою идею - но не своим городом, не своим народом. Финрод сложил венец, взял тех, кого мог себе позволить - и ушел за Граалем, так сказать.
Собственно, все. Я неоднократно слыхал предположения, что Мелькор, вероятно, сам отпустил Берена и Лютиэнь (ну, в самом деле - куда даже сильной эльфийской чародейке против самого сильного Вала, который, по признанию творца, сильнее Короля Ветров?) Логично - искомого Света он не утратил, а Камень тотчас вбил бы клин между эльфийскими владыками (так и вышло!) Я допускаю, что Мелькор предвидел падение Дориата и все просчитал.
Я думаю также, что все то же самое просчитал Финрод. Но он видел еще несколько дальше. Он видел Эарендила.